Инновационная экономика: есть ли время на мегапроекты
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в своем приветствии, направленном делегатам конгресса, заявил: «Количественные индикаторы свидетельствуют, что Россия успешно преодолела последствия системного кризиса 90-х гг. и перешла к фазе стабильного экономического роста. В этих условиях особое значение приобретает задача улучшения качества экономического роста и структуры экономики страны. Для построения экономики знаний и высоких технологий Россия имеет все необходимые ресурсы: и финансовые, и кадровые, и интеллектуальные. Важно выработать стратегию реализации эффективной инновационной политики, организовать взаимодействие науки, бизнеса и государства».
Важность современного этапа развития российской экономики отметил и заместитель руководителя экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ Александр Рубцов. В своем выступлении он заявил, что для инновационного развития страны необходимо реализовать «мегапроект», предусматривающий фундаментальные изменения одновременно в политике, экономике и социальной сфере. Суть этого мегапроекта, по его словам, сводится к преодолению сырьевой зависимости экономики РФ, выстраиванию инновационной системы, развитию суверенной демократии и реализации приоритетных национальных проектов.
Более подробно А.Рубцов остановился на некоторых проблемах, которые предстоит решить при реализации этого мегапроекта. Прежде всего это касается взаимосвязи таких понятий, как суверенная демократия и сырьевая экономика. По его словам, их одновременное существование невозможно, в то же время Россия не может развиваться как исключительно сырьевая страна, поэтому переход к инновационной экономике является для нее «вопросом выживания».
Однако А.Рубцов подчеркнул, что реализации большого количества инновационных проектов, пусть и очень эффективных, недостаточно для этого перехода. Новая экономика должна позволить стране развиваться в условиях снижения или даже обвала мировых цен на энергоносители, то есть «инновационная экономика должна уравновесить экономику сырьевую». Для этого, уверен он, необходимо преодолеть межотраслевую конкуренцию между экономикой знаний и сферой добычи и продажи природных ископаемых. Большое значение в этом отношении А.Рубцов придает повышению востребованности инновационных разработок производством, а также росту внутренних инвестиций. Кроме того, он подчеркнул важность повышения технологической и производственной культуры, без чего невозможно добиться массового производства новой технологической продукции.
Для решения всех этих проблем, считает А.Рубцов, следует прежде всего добиться снижения административного давления на бизнес, чего, даже при условии реализации административной реформы, пока не произошло. В частности, при реализации административной реформы, по его словам, не решена главная проблема: «отделение денег от правоустановления». Кроме того, «весьма скромными» он назвал и результаты реформы техрегулирования.
При этом А.Рубцов уверен, что для решения проблем современной российской экономики остается в лучшем случае 30-40 лет, а ряд экспертов не отводят для этого даже 20 лет. Этого срока, добавил он, чрезвычайно мало для тех фундаментальных изменений, которые должны произойти, и как властным, так и бизнес-структурам в это время предстоит «предельно интенсивная работа».
С оценкой проблем экономики нашей страны согласен и заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке Сергей Колесников. Он подчеркнул, что за последние 15 лет увеличился технологический разрыв между Россией и развитыми странами. В РФ произошло устаревание технологической базы из-за недостатка инвестиций. Доля наукоемкого сектора экономики с 1992 по 2006 гг. снизилась в 8 раз. При этом прогнозируемый объем инвестиций в сферу высоких технологий в России ниже, чем в ЕС: если в странах Евросоюза его уровень в 2010 году планируется в размере 3,5% ВВП, то в РФ – 2,5%. То есть, по словам С.Колесникова, в данном отношении отставание нашей страны от ЕС заложено изначально.
Для решения проблемы технологического отставания России от развитых стран, считает он, необходимо прежде всего решить проблемы законодательного характера, что позволит создать для инновационной экономики благоприятные условия. Среди позитивных изменений последнего времени он отметил принятие IV части Гражданского кодекса, которая объединяет в себе все законодательство сферы интеллектуальной собственности. Хотя введение этого документа в действие вызывает некоторые опасения С.Колесникова, тем не менее он считает это необходимым в связи с гармонизацией российского и международного законодательства. В то же время негативно он оценил ряд законов, которые должны были бы влиять на инновационную деятельность в России. Среди таких документов С.Колесников назвал закон об ОЭЗ. Кроме того, он считает чрезвычайно важным принятие закона о передаче федеральных технологий. Нет в стране и закона о научном аудите, что не позволяет объективно оценивать результаты интеллектуальной деятельности. В то же время С.Колесников отметил и некоторые законы, которые должны ускорить инновационное развитие экономики РФ. Среди них он назвал законы о Банке развития, о Корпорации нанотехнологий и о Российской венчурной компании.
В целом делегаты конгресса пришли к единому мнению, что России необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать технологическое отставание от развитых стран и повысить объем инвестиций в новые технологии. При этом было отмечено, что на самом деле у страны для решения этих проблем нет 30-40 лет, а есть максимум лет десять, после чего нефть в мире будет уже не нужна. И в этом случае Россия действительно не сможет быть конкурентоспособным игроком на мировой арене без развитой инновационной экономики.