Партнеры:
РССС
Спонсоры:
|
|
Всероссийский форум "Спорт - национальный проект" открыло приветственное обращение от комитета Государственной думы РФ по физической культуре и спорту, подписанное Р.Г. Гостевым, заместителем председателя Государственной думы РФ по физической культуре и спорту.
Развитие физической культуры и спорта — одна из важнейших задач, которая в настоящее время стоит перед государством. Для решения этой задачи, для улучшения здоровья и качества жизни граждан необходимо участие не только государственных и общественных структур, но и бизнес-сообществ. Формирование полноценного бизнес-диалога позволит реализовать такие задачи национального масштаба, как: достижение лидирующих позиций в мировом спорте и формирование положительного имиджа России на международной арене.
Первым выступил вице-президент Параолимпийского комитета России, председатель профсоюза работников культуры, спорта и туризма Российской Федерации Рожков П.А., который подчеркнул необходимость проведения подобных форумов. Именно они будут способствовать наиболее эффективной реализации программ, направленных на решение вопроса о повышении роли физической культуры и спорта.
Основная часть доклада была посвящена развитию параолимпийского движения в России. Интерес к Параолимпиаде за последние годы значительно вырос. На последних играх число стран увеличилось в 5 раз, количество участников — в 10 раз, уровень спортивного мастерства поднимается быстрыми темпами. Об этом красноречиво говорят мировые рекорды, установленные в Афинах и Турине. В Афинах на соревнованиях по легкой атлетике рекорды бились 212 раз. Это связано с тем, что ряд ведущих стран в подготовке к играм в области спорта людей с ограниченными возможностями перешли на профессиональную основу. К подготовке команд стали привлекаться тренеры национальных олимпийских федераций. Если в начале развития параолимпийского движения во всех странах мира таким видом спорта занимались на любительском уровне, то сейчас это прерогатива спортивных организаций. Параолимпийские игры по своей социальной значимости приравнены к Олимпийским.
В советское время развитию параолимпийского движения практически не уделялось никакого внимания, в настоящее же время ситуация коренным образом изменилась. Распоряжением Президента РФ при подготовке к Олимпийским играм стали включать и вопросы Параолимпийских игр. При Совете Президента созданы комиссии по адаптивному спорту, которые возглавляет президент Параолимпийского комитета, уполномоченный по правам человека Лукин В.П. Приоритетная задача Параолимпийского комитета сегодня — приравнять статус спортсменов-инвалидов к статусу здоровых спортсменов, статус параолимпийцев — к статусу олимпийцев.
Параолимпийский комитет в законодательном порядке добился ежемесячного материального обеспечения чемпионов Параолимпийских и Сурдолимпийских игр. Четвертый год спортс-мены и тренеры получают стипендию Президента Российской Федерации. По итогам выступления на IX зимних Параолимпийских играх в Турине денежное вознаграждение спортсменов было приравнено к олимпийскому вознаграждению. Однако Росспорт отрицательно отнесся к данной инициативе. Но благоприятного результата удалось добиться при поддержке депутата Карелина А.А. и Олимпийского комитета. Финансирование подготовки параолимпийцев увеличено не только за счет бюджетных, но и внебюджетных источников. На играх в Афинах инвесторами нашей команды стали Российский союз автостраховщиков, Внешэкономбанк, подольский спортивный клуб "Витязь", а на играх в Турине генеральным спонсором выступил РАО "ЕЭС" России. Благодаря такой поддержке значительно улучшились результаты выступления сборной, на IX зимних играх в Пекине наша команда выиграла 33 комплекта медалей.
Несмотря на необыкновенные результаты, которая показывает российская сборная, участие в Параолимпийских играх не может быть самоцелью. Неуместно устанавливать какие-либо плановые задания. Основная цель участия параолимпийцев в соревнованиях — это показать людям с ограниченными физическими возможностями, в первую очередь детям, подросткам и молодежи, наглядный пример, как можно и нужно совершенствоваться духовно и физически, преодолевать трудности, побеждая, прежде всего, самого себя.
Развитие параолимпийского движения направлено на решение многих проблем, важнейшей из которых является интеграция инвалидов в обществе. По словам Рожкова, одной из задач параолимпийского комитета является привлечение людей с ограниченными возможностями к активным занятиям физической культурой и спортом, что способствовало бы их социальной адаптации. Для достижения этой задачи необходимо решить ряд следующих вопросов: увеличить масштабы физкультурно-спортивной деятельности в государственных и общественных организациях по вовлечению инвалидов в занятия физической культурой и спортом; создать условия, дающие инвалидам возможность пользоваться спортивными сооружениями; укрепить материально-техническую и нормативно-правовую базы; расширить сеть реабилитационных центров и др.
В настоящее время подготовлен новый проект — закон "О физической культуре и спорте". Со стороны территорий и общественных организаций пришло много замечаний в адрес этого закона. В частности, совершенно не отражены вопросы социальной защиты спортсменов-тренеров. Разработчики мотивируют это тем, что в соответствии с последним законодательством и изменением полномочий субъектов Российской Федерации, эти полномочия полностью переходят на территории. Однако это невозможно. Также необходимо отразить вопросы профессионального спорта. Закон прежде всего должен быть направлен на социальную поддержку спортсменов, тренеров и профессионалов, иначе проблемы, связанные с отдыхом, страхованием, отпусками и пенсионным обеспечением останутся нерешенными. Рожков П.А. от лица форума обратился в Государственную думу РФ с просьбой о внесении изменений в закон "О физической культуре и спорте", в котором необходимо уделить большее внимание социальной защите спортсменов и тренеров.
Сейчас на территории Московской области успешно реализуется проект по развитию физической культуры и спорта, разработаны законы о физической культуре и спорте в Московской области, о детском и юношеском спорте. О результатах работы рассказал в своем докладе председатель комитета по физической культуре и спорту Перников С.Н.
За последнее время правительством принят ряд постановлений, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта в городах и районах Подмосковья. Строятся и реконструируются спортивные комплексы, бассейны, стадионы и другие спортивные объекты, отвечающие всем современным требованиям. Только за последние годы введены в эксплуатацию легкоатлетический спортивный комплекс —?Метеор" в Жуковском, многофункциональный дворец спорта на 7000 зрителей в Мытищах, баскетбольный центр в Химках, конькобежный центр в Коломне, волейбольный комплекс в Одинцово, дворцы спорта для других видов спорта в Клину, Чехове, Можайске, Люберцах, Звенигороде, Ступино, Видном. Регулярно проводится ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий. В 2006 году было запланировано и проведено более 6000 мероприятий по различным видам спорта, в том числе 2000 областного и федерального уровня и более 4000 городского и районного масштаба. На аренах и площадках Подмосковья был проведен ряд крупнейших международных соревнований и турниров. Это способствует увеличению числа занимающихся физкультурой и спортом, которое уже превысило 1 миллион человек, что составляет 1/6 населения Московской области.
Активизирована работа по развитию детских и юношеских спортивных школ, только в 2005-2006 г.г. в Подмосковье дополнительно было открыто 13 муниципальных детских и юношеских спортивных школ, на территории области действует 253 образовательных учреждения физкультурно-спортивной направленности. С целью повышения мастерства талантливой спортивной молодежи было создано 5 областных училищ олимпийского резерва, в том числе 4 по игровым видам спорта. Особое внимание уделяется привлечению к спорту людей с ограниченными возможностями (сейчас число инвалидов, занимающихся в спортивных секциях, составляет 6,5 тысяч человек), проводятся соревнования, смотры, выплачиваются стипендии.
Московская область играет важную роль при подготовке спортсменов не только для российских, но и международных соревнований, а также для Олимпийских игр. Ряд спортивных объектов является базой для подготовки сборных команд страны. С целью поддержки и стимулирования высоких спортивных достижений губернатором Московской области Громовым Б.В. учреждено 400 стипендий для сильнейших спортсменов, членов и кандидатов сборной команды России по олимпийским видам спорта.
В целях успешного осуществления проекта большое внимание уделяется пропаганде физической культуры и спорта: издается журнал "Подмосковье спортивное", поддерживаются три интернет-сайта, осуществляется тесный контакт с телевидением (каналы 7ТВ, Подмосковье), печатными СМИ, на Интернет-портале Правительства Москвовской области ежедневно обновляется страница о спортивной жизни в регионе. В настоящее время разрабатывается совместный проект с газетой "Советский спорт" о подготовке вкладки "Подмосковье спортивное". Перед Комитетом поставлено много новых задач на 2007 год, который в Московской области объявлен годом спорта. Это и привлечение жителей региона к активным занятиям физической культурой и спортом, и улучшение физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства, расширение сети плоскостных сооружений, крайне необходимых для организации занятий в учебных заведениях, на предприятиях, в жилых микрорайонах. Но приоритетной является реализация эффективной подготовки спортсменов Подмосковья к играм 2008 года в Пекине и к зимним Олимпийским играм в Ванкувере.
При реализации целевой программы "Развитие физической культуры и спорта" особое значение уделяется не только вопросам детского и молодежного спорта, но также и физическому образованию. В своем докладе "Спорт и система образования" президент Российского студенческого спортивного союза Матыцин О.В. выделил три направления, определяющие процесс интеграции спорта и системы образования: совершенствование системы физического образования в школьных учреждениях, формирование системы физического воспитания в средних профессиональных и высших учебных учреждениях, организация студенческого спорта.
Одна из самых важнейших проблем связана со школьным образованием — это и недостатки материально-технического обеспечения занятий физической культурой и спортом, низкий уровень обеспеченности спортивным инвентарем, материальный износ залов и др. При этом Матыцин О.В. подчеркнул, что эти проблемы не будут в достаточной мере решены в рамках целевой программы, т.к. нет взаимодействия с Федеральной целевой программой "Образование". Нормативно-правовое и программное обеспечение занятий физической культурой во многом устарело, поэтому важной задачей является разработка новых технологий, реализация их в рамках целевых программ, подготовка новых специалистов, способных применить инновационные технологии в системе образования. Те же проблемы встречаются и в организации занятий физической культурой в высших учебных заведениях. В последнее время многие ВУЗы стремились сократить количество часов, выделенных на занятия физической культурой. По мнению Матыцина О.В., это неправильно. Возраст молодежи, обучающейся в средних учебных учреждениях и ВУЗах, наиболее активный, когда формируется жизненная позиция. Поэтому, благодаря эффективным занятиям физической культурой и спортом, необходимо создать благоприятные условия для ее развития. Однако наиболее остро стоит вопрос об отсутствии законодательной базы для деятельности спортивных клубов и необходимом обеспечении их бюджетного финансирования.
Для усиления мотивации руководителей ВУЗов в направлении средств на укрепление материально-технической базы студенческий спортивный союз обратился в Министерство образования с просьбой внести показатель эффективности оздоровительной и спортивно-массовой работы в показатели государственной аккредитации.
Важным аспектом в развитии молодежного спорта является организация взаимодействия ректоров различных ВУЗов. В настоящее время Советы ректоров не уделяют этой проблеме должного внимания. Однако ярким примером такой плодотворной работы может послужить проект, реализованный Мосгорспортом совместно с Советом ректоров Москвы и Московской области, по организации Первой Московской Универсиады, в которой приняли участие 8 ведущих ВУЗов. Она была проведена на базе МГУ, МГИМО, РУДН, РГУФКа в течение недели по восьми видам спорта. В 2007 году планируется продолжение этого проекта, в который будут включены и зимние виды спорта. По мнению президента Российского студенческого спортивного союза, подобная инициатива должна быть реализована в регионах.
В заключении своего выступления Матыцин О.В. рассказал о деятельности Российского студенческого спортивного союза. Структура союза строится на создании мощных региональных отделений. Такие отделения уже функционируют в Сибирском, Центральном, Северо-западных, Уральском федеральных округах и Поволжье. Союз не имеет государственной поддержки, финансовые вопросы решаются за счет ВУЗов и региональных отделений. Но совместная работа с Росспортом и Рособразованием необходима. В 2006 году Рособразование в первый раз выделило средства на всероссийские соревнования, что в значительной мере повысило интерес и количество занимающихся, принимавших участие в соревнованиях со стороны ВУЗов. Основополагающим направлением деятельности союза является не только организация и проведение соревнований, но и решение вопросов воспитания молодого поколения, формирование активной жизненной позиции у студентов. В настоящее время отсутствует система всероссийских соревнований и всероссийской универсиады, но в планах союза — организация финальных стартов Всероссийской Универсиады в 2008 году по программе олимпийских видов спорта. Студенческий спорт является базой для массового спорта и основой для подготовки спортивного резерва.
Доклад заместителя руководителя экономической рабочей группы при администрации Президента РФ Рубцова А.В. был посвящен проводимой в настоящее время реформе системы технического регулирования. Эта тема непосредственно связана с целевой программой развития физической культуры и спорта, т.к. затрагивает проблемы спортивной индустрии. Техническое регулирование включает в себя такие вопросы, как создание нормативно-правовой базы для качественного производства материально-технического обеспечения, системы допуска на рынок (обязательная сертификация, декларирование, аккредитация, лицензирование различных видов деятельности и т.д.) и государственного контроля.
Было отмечено, что система контрольно-надзорных органов нуждается в серьезном реформировании, многие из настоящих требований безнадежно устарели или противоречат друг другу. В основе проводимой реформы лежит параметр градации требований. Необходимо разделять требования обязательные от тех, которые могут перейти в рекомендательную сферу. Например, требования по потребительским достоинствам должны оставаться в стандартах и стать добровольными. Продукцию предполагается выпускать в соответствии с нормами, предписанными стандартами. Однако если предприятие отклоняется от стандартов, необходимо предоставить протокол испытаний, доказывающих выполнение регламента. Таким образом, инновационные решения и внедрения новых технологий никак не сдерживаются.
Одним из главных принципов реформы является ее общественная направленность. Самое активное участие в разработке нового технического законодательства должны принять те люди, которые в этом заинтересованы (производители, потребительские организации, общественные структуры). С этой целью при экспертном правлении Президента, при рабочей группе созданы специализированные отраслевые экспертные советы, занимающиеся совершенствованием нормативной базы. В спортивной индустрии такой совет уже сформирован и активно функционирует.
Президент Ассоциации спортивного инжиниринга Быканов Н.С. рассказал о развитии спортивной отрасли в России. В настоящее время государство оказывает финансовую поддержку отрасли. Федеральная целевая программа определяет финансирование в размере более 110 млрд. рублей. Спортивная отрасль России включает в себя около 1000 предприятий, занимающихся строительством и реконструкцией спортивных объектов, производством спортивного инвентаря и оборудования. Объем выпускаемой продукции — более 30 млрд. рублей в год. Однако основной вопрос, стоящий перед предприятиями спортивной отрасли — заказы. Победы в государственных конкурсах, приобретение тендеров на закупку товаров способствует развитию предприятий спортивной отрасли. Но действующий порядок проведения тендеров не стимулирует развитие и совершенствование производства спортивных товаров, хотя наоборот, должен стать эффективным инструментом в развитии производства.
В ответ на выступление Рубцова А.В. президент Ассоциации спортивного инжиниринга выразил несогласие в соответствии с основным принципом "Реформы системы технического регулирования" — необязательностью применения стандартов. Это может привести к созданию некачественной продукции. Ассоциация предлагает выработать в законе условия, при которых критерием оценки товара будут стандарты национальных или общественных организаций. Если на начальном этапе изготовления продукции нет стандартов типа ГОСТ, то можно применить стандарты общественных организаций или же технические условия, которые существуют на предприятиях, впускающих данную продукцию. Такие меры будут способствовать не только улучшению качества товара, но и победам на тендере, что является важным шагом в реализации целевой программы.
Для решения этих проблем в январе 2006 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в структуре Ассоциации был создан орган по сертификации, который в установленном порядке аккредитован на сертификацию спортивных и туристских изделий в системе сертификации ГОСТ Р. Ассоциация проводит комплекс работ по техническому регулированию спортивной индустрии по классификации и сертификации спортивной продукции и создает нормативную базу стандартов.
О деятельности Ассоциации спортивной индустрии и о ее вкладе в осуществление целевой программы рассказал в своем выступлении председатель правления Ассоциации Старшинов В.И. Своими приоритетными задачами Ассоциация считает: всемирное содействие развитию сферы производства и реализации спортивных товаров и услуг в России в целях оздоровления нации, формирования здорового образа жизни человека, гармоничного воспитания здорового физически крепкого поколения; создание достойных и доступных условий для занятий физической культурой и спортом; формирование профессионального отраслевого сообщества, способствующего развитию спортивного рынка и представляющего интересы спортивных организаций в различных государственных, общественных и деловых кругах.
Ассоциация успешно справляется с поставленными задачами. Членами ее являются многие известные российские производители, дистрибьюторы и розничные сети. Среди них — лидер производства российского альпинистского снаряжения фирма "Баск", сноубордическая фирма ЗАО "Спарта", Балабановская фабрика, производящая лыжи, пользующиеся устойчивым спросом не только в России, но и за ее пределами, и многие др. Благодаря ее инициативе правительством России было принято решение о снижении таможенных пошлин на промышленное оборудование и комплектующие, решаются вопросы о помощи российским производителям товаров спортивной индустрии, ежегодно проводится конкурс "Спортивная индустрия России" с награждением победителей и лауреатов. Одной из задач Ассоциация также считает насыщение рынка современными спортивными товарами для всех категорий населения. Это объективно поспособствует приобщению населения к различным видам спорта, продвинет идею здорового образа жизни среди всех категорий граждан и, прежде всего, молодежи.
Среди препятствий, мешающих развитию спортивной индустрии, Старшинов В.И. выделил высокие налоги на производственные помещения и земли, проблемы с кредитованием, высокие банковские проценты и др.
Развитию массового спорта в стране препятствуют такие факторы, как: высокая стоимость занятий, слабая организация проката спортивного инвентаря, удаленность физкультурно-оздоровительных объектов от жилья, практически полное их отсутствие в сельской местности. Очень важной является проблема организации школьных занятий физической культурой. Для того чтобы сформировать интерес к занятиям спортом у молодежи, необходимо организовать снабжение всех российских школ современными тренажерами, атлетическим оборудованием, лыжным и гимнастическим инвентарем, аксессуарами для фитнеса и игровых видов спорта. Старшинов В.И. от имени членов Ассоциации выступил с готовностью оказать помощь в решении этой проблемы.
Президент Ассоциации подчеркнул, что новая редакция закона "О физической культуре и спорте в РФ" не решит всех проблем, т.к. в законе отсутствует понятие спортивной индустрии, не прописаны многие другие важные моменты. Правление Ассоциации предложило разработать целый пакет законов, регулирующих работу спортивной отрасли России. Необходимо организовать конкретную программу постоянного мониторинга физического состояния различных слоев населения и динамики его развития.
В ходе обсуждения поступил вопрос к Рубцову В.В. о соотношении с реформой отмены лицензирования строительной деятельности.
Рубцов В.В. отметил, что отмена лицензирования была запрограммирована не реформой технического регулирования, а административной реформой. По его мнению, отмена необходима, но при установлении четких норм, обеспечении надзора и жесткой ответственности при их несоблюдении.
В ответ на критику Быканова Н.С. по поводу перевода стандартов в добровольную сферу Рубцов В.В. подчеркнул, что до принятия новых нормативных актов вся старая нормативная база, все нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и все федеральные нормативные правовые акты остаются обязательными для применения.
Одному из самых серьезных и масштабных вопросов, связанных с развитием физической культуры и спорта, — вопросу об информационной поддержке и пропаганде — посвятил свой доклад начальник Управления информационной политики Олимпийского комитета Войнов А.В. Отрасль развивается, поэтому задача информатизации требует основательного и глобального подхода. Необходимо представлять, какая информационная система получится в результате работы и будет ли она отвечать задачам отрасли.
Для получения подобных результатов, необходимо подключить инициативные силы, способствующие выстраиванию модели отрасли. В понятие модели входят спортивная организация, объединения организаций разного типа (видовые, региональные), отраслевая конструкция и международные отношения. Информационные ресурсы должны формироваться для потребителей, существующих в рамках модели, — это внутренние потребители-организации, внутренние потребители-корпорации, партнеры, спонсоры, представители общественности, СМИ и массовый потребитель.
Для решения задач информационной поддержки в модели отрасли должны реализовываться проекты, связанные с максимальным количеством информационных ресурсов, доступном на каждом этапе строительства. Один из пионерских проектов, который по этому пути идет уже несколько лет, — проект информационной поддержки российской команды на Олимпийских играх. На протяжении более двух лет подготовки к Олимпиаде продолжается формирование информационного ресурса, из которого в последствии выстраивается потребительская модель, удовлетворяющая информационные потребности всех участников игр. Более подробно подходы к реализации информационной поддержки обсуждались за круглым столом.
В рамках вопроса об информационной поддержке с 2006 года начал существовать проект, связанный с пропагандой федеральной программы "Развитие спорта 2006-2015", направленный на то, чтобы потребитель мог получить любую информацию о реализации программы и не был бы связан с необходимостью в ее поиске.
В заключении своего выступления Войнов А.В. подчеркнул, что необходимость принятия единой модели реализации проектов и построения единой информационной системы отрасли становится не просто предметом обсуждения, а необходимостью правильной реализации тех средств, которые будут выделены на осуществление вопросов информационной поддержки и пропаганды. Подводя итоги пленарного заседания, можно сказать о том, что в ходе обсуждения наметились две очень важные пробле- мы — техническое регулирование пропаганда физической культуры и спорта посредством СМИ. Основной задачей на сегодняшний день является не только строительство больших спортивных сооружений, развитие профессионального спорта, но и привлечение населения к занятию спортом и физической культурой. Решением послужило бы строительство дворовых площадок и организация на них спортивной деятельности, что было осуществлено, например, в Московской области. Пленарное заседание закончилось предложением о составлении письма Президенту РФ по поводу реализации национального проекта.
|
|
Пленарное заседание
Круглые столы
Резолюция форума
Место проведения
СМИ о Форуме
|